Слово «сани, сань», на Руси означало «змея». С этим пресмыкающимся сравнивали след от полозьев.
Сани были усовершенствованной версией волокуши — конструкции из двух жердей, соединенных между собой. Задние концы волочились по земле, а к передним привязывали животное: собаку, лошадь, быка, оленя.
На Руси сани считались более престижным средством передвижения, чем колёсные повозки. Вплоть до начала XVIII века на особенно торжественные мероприятия знать и высшие духовные лица выезжали на санях даже летом.
Качество дорог в допетровской Руси оставляло желать лучшего, ездить на санях было удобно и дешево. А в болотистых и лесистых областях сани использовали вплоть до ХХ века.
Конструкция саней с годами улучшилась: из перекрещенных жердей сани превратились в ладью с загнутыми полозьями. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой ехал кучер. По саням можно было определить степень знатности их владельца. Богаче всего украшали царские.
На Руси сани также были важной частью многих обрядов. Например, именно в санях ехала в церковь невеста, в них же она отправлялась в новый дом вместе с мужем. Сани были атрибутом зимнего праздника — Масленицы.
В деревнях строили ледяные горки. Детвора съезжала на «чунках» — детских санках. В середине недели к ним присоединялись взрослые всех возрастов. Народная примета гласила, что чем дальше проедешь на санках, тем длиннее уродится лён.
Как минимум один раз должны были скатиться с горы молодожёны.
Особенно захватывающими были масленичные деревенские катания на больших санях, в которых могло поместиться до 10 человек с «рулевым» во главе. В сани запрягали лошадей, украшали их лентами, колокольчиками. Катались с песнями около пяти часов с перерывами на застолья.
После Масленичной недели зимние забавы, в том числе катания на санках с горы не прекращались. Когда наступала весна, детские санки вешали на стену в сенях.
Главной зимней забавой катание на санях и санках стало во времена правления Петра I.
#КраснояружскийКраеведческийМузей
#Русские_сани