Директор
Трифонова
Евгения Вячеславовна |
Наш адрес Краснояружский район. п. Красная Яруга ул. Театральная д.1 |
Разделы сайта
|
Онлайн-путешествие "Украина: традиции и обычаи"
20 Августа 2021, 09:25
Украина: традиции и обычаи
Уважаемые посетители! В этом году в связи с эпидемиологической обстановкой фестиваль дружбы народов «Славянский круг» проводится в онлайн-формате. Вместо выставки-инсталляции "Украинский дворик" предлагаем вам совершить виртуальное путешествие на тему «Украина: традиции и обычаи», вспомнить или узнать интересные факты об этом государстве и его народе. Этноним украинец и название Украины этимологически связаны с древнерусским словом оукраина («пограничье», «окраинная земля»). Это понятие и производное от него «украинцы» до XVIII века не имели на Руси этнического значения и применялись по отношению к пограничным землям и жившим либо служившим на них людям. В XIV - XV вв. для обозначения пограничных со Степью земель используется слово «украина», а местных жителей называют «украинниками», или «людьми украинными». Первое письменное упоминание термина «украинцы» датировано 1596 г. в связи с восстанием Наливайко. В ХІХ в. и почти до середины XX в. украинская этническая территория выходила далеко за пределы современной территории Украины, охватывая некоторые районы Белоруссии, Российской Федерации, Молдавии, Румынии, Словакии и Польши. На суше Украина граничит с: РФ (1962 км), Республикой Молдова (1202 км), Республикой Беларусь (1084 км), Польшей (542), Словацкой Республикой (98 км), Венгрией (135 км), Румынией (608 км). Важное значение для страны имеет выход к Черному и Азовскому морям.
Занятия украинцев. Известная на территории Украины обработка льна, конопли и шерсти для изготовления тканей была неотъемлемой частью домашних промыслов крестьянской семьи. На Украине бытовали горизонтальные ткацкие станки, вертикальные применялись для изготовления ковров. Еще со времен Киевской Руси был развито ковроделие. Ковры ("килими", "коци") были важным элементом интерьера, украинской хаты. Обработка шкур велась с применением хлебного кваса, мела, золы, дубовой коры, глины и т.д. Обработка кожи дифференцировалась на 4 ремесла: "куинирство" - изготовление овчины, "чинбарство" - изготовление кожи, "шевство" - шитье обуви, "лимарство" - изготовление сбруи. Из дерева делали возы, сани, лодки, лавки, полки для мисок - "мисники", ткацкие станки, сундуки ("скрині"), ведра, бочки, корыта ("ночви"), бочки для сала (бодни), ложки, миски, ковши, лопаты, коромысла, ульи. На основе использования древесных материалов развивались такие специальности, как токари по дереву, столяры, плотники, бондари, "стельмашество" (изготовление возов) и др. Мастера по дереву изготовляли высокохудожественные изделия. Резьбой украшались деревянные детали архитектурных построек. В быту украинцев скрыня занимала важное место. Ее ставили на видное место, у бедняков она нередко заменяла стол. Для сохранения зерна из целых колод дерева выдалбливали или выжигали "кадуби", а для стирки белья - "жлукто". Выдалбливали также ульи, корыта, ступы и т.д. Украинская керамика - давняя отрасль материальной культуры народа. Гончарством занимались целые семьи, передавая опыт из поколения в поколение. Кухонные горшки (борщівники), "кашники", "двойнята-близнята", "макітри", "кринки") делались, как правило, без полива и скупо украшались. Столовая посуда ("миски", глиняные "чарки", "глечики") покрывалась поливой и украшалась растительный или геометрическим орнаментом. В ХVШ-ХІХ вв. на Украине известны керамические детские игрушки - специфическая разновидность украинского изобразительного искусства. Украинский национальный костюм используется с древних времён и до наших дней. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. Женины носят юбки венки с лентами на голове.
Национальные традицииВся жизнь украинцев, как будничная, так и праздничная, пропитана сводом интересных обычаев, которые прошли сквозь века. Во время рождественских праздников в Украине популярна традиция колядования, когда дети ходят от дома к дому, поют рождественские песни и желают хозяевам мира и процветания, «засевая» пол зернами пшеницы или ячменя, что несет в дом благосостояние и счастье. В благодарность хозяева одаривают детей сладостями и монетками, которые приносят удачу на весь год. На сочельник (Святой Вечер) в преддверии Рождества строго соблюдается традиция подачи 12 постных блюд – по количеству апостолов. На столе, традиционно, кутья, узвар, свежевыпеченный хлеб и вареники, в которые хозяйки прячут монетки. Кто монетку найдет – тому и будет сопутствовать удача в новом году. Особо почетное место в доме занимает Дидух, заботливо сохраненный со времен сенокоса, в который вставляют стебли различных злаковых культур, овёс, жито, пшеницу, а также пахучее сено. За столом поют рождественские песни, вспоминают все хорошее, что было в уходящем году, и желают друг другу здоровья и счастья.
Неделя предшествующая Великому Посту совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, поэтому празднование Масленицы всегда отличалось особым весельем, поскольку, впереди 7 недель суровых ограничений в еде, помыслах и поступках. Блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, - они являют собой символ солнца, которое все ярче разгорается, удлиняя дни. В Украине, наряду с блинами, особой популярностью пользуются вареники с творогом. В воскресенье проводятся массовые гуляния и забавы.
Пасха – главный православный праздник. В этот день души верующих переполняются светлой радостью, этому содействует и природа, которая сбросила оковы зимнего сна и в гармонии с Вселенской радостью встречают воскресение Христа. В ночь на Пасху не принято спать, с вечера все идут в церковь на всенощную службу. В красивых корзинах несут разнообразные кушанья для освящения, а возвратившись, начинают разговляться.
Древний славянский праздник Ивана Купала в честь солнца отмечают в день летнего солнцестояния. Он наполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами. В этот день смельчаки прыгают через костер, а в полночь ищут цветок папоротника. Девушки и женщины ранним утром идут в лес или на поле, заговаривают там траву на здоровье своим близким и родным, прыгают с травой через огонь и потом плетут венок из этой травы мужу и себе. Незамужние девушки пускают свои венки по воде: к какому берегу он прибьется – туда девушка и замуж пойдет.
Свадебные церемонии начинаются с обряда сватания: жених засылает старост, уважаемых пожилых людей, которые просят руки невесты. В случае согласия девушка выносит вышитый рушник, а «гарбуз» - в случае отказа. За несколько дней до свадьбы выпекался традиционный обрядовый хлеб – каравай. В день свадьбы молодой отправляется за молодой, где во дворе с него требуется выкуп. После церковного обряда венчания, праздновать, по традиции, отправляются в дом молодого, а после праздничного обеда молодой расплетают косу и повязывают косынку, в знак того, что она уже замужняя женщина. Гуляния, игры и песни, зачастую, продолжаются и на следующий день. Национальное творчество Истинными творцами и носителями культуры продолжали оставаться широкие массы общества — крестьяне, казаки, ремесленники. Украинская культура на протяжении длительных периодов своей истории развивалась как народная. В ней большое место занимали фольклор, народные традиции, которые придавали ей особое очарование и колорит. Особенно ярко это проявилось в искусстве — народных думах, песнях, танцах, декоративно-прикладном искусстве. Именно благодаря сохранению и продолжению традиций, корни которых восходят к культуре Киевской Руси, стал возможным подъём украинской культуры и в XVI—XVII вв., и культурное возрождение в XIX веке. Национальная кухня Украи́нская кухня — характерный стиль приготовления пищи, практики и традиций, связанных с украинской культурой. Украинская кухня складывалась на протяжении многих веков. Некоторые блюда (борщ, вареники, сало) получили широкое распространение среди других народов, особенно славянских, как восточных, так и западных.
Национальные поговорки, пословицы Нема на світі другої України, немає другого Дніпра. Без верби і калини немає України. Не лізь поперед батька в пекло. Моя хата з краю, нічого не знаю. Не мала баба клопоту — купила порося. Не кажи «гоп», доки не перескочив. Национальная игрушка Первые игрушки делались из глины, лозы, дерева. Они были частью народных ремесел. Мастера изготавливали вещи для употребления в быту, а из остатков – то, что дарило счастье ребятам: лошадок, тележки, игрушечную мебель. Из глины лепили свистульки и небольшие фигурки людей, животных. Занимались такой мелочью, как правило, жены и дети гончаров. Между прочим, считалось, что такие фигурки не просто приносят радость детям, но и оберегают их от болезней. Наши предки верили, что достаточно подуть в свистульку или в деревянную свирель, сказать простой отговор от сглаза – и все напасти как рукой снимет. Узловая кукла, или мотанка, изготовленная в технике наматывания, накручивания ткани и ниток – одна из самых древних украинских игрушек. Ее история уходит корнями в прошлое на несколько тысячелетий, к Трипольской культуре. Такая кукла считалась оберегом, берегиней рода и символом связи между поколениями.
На Рождество обычно дарили куклу-крупеничку, в изготовлении которой использовалось зерно: оно символизировало достаток. Популярны были и травницы с зашитой мятой, мелиссой, пустырником, ромашкой. Такие дарят владельцу крепкий сон. Национальная литература (сказки, сказы, мифы, стихи) Самобытным явлением средневековой литературы являются полемические произведения Ивана Вишенского, Мелетия Смотрицкого, Феофана Прокоповича и др. Вершина давней украинской литературы периода барокко — творчество поэта и философа Григория Сковороды (1722—1794). Сквозной для философии Григория Сковороды была проблема счастья, которая мыслилась им через раскрытие божественной сущности человека, выявление таланта, заложенной в неё Богом, обеспечивающий работу по призванию. В конце XVIII века бурлескно-травестийная поэма Ивана Котляревского «Энеида» знаменовала появление новейшего литературного украинского языка и начало современной украинской литературы. Юмористический и сатирический тон произведений Котляревского был подхвачен другими писателями, прежде всего членами так называемого харьковского кружка (Пётр Гулак-Артемовский, Евгений Гребёнка). К харьковскому кружку принадлежал также Григорий Квитка-Основьяненко — основоположник украинской художественной прозы, который прервал традицию использования украинского языка только в комических жанрах. XIX век — это эпоха становления национального самосознания. Поэтический сборник «Кобзарь» Тараса Шевченко, который вышел в 1840 году, по мнению Юрия Луцкого фактически стал провозглашением литературной и интеллектуальной независимости украинцев. Шевченковская поэзия стала важным этапом в развитии украинского литературного языка. Имя Тараса Шевченко стало символом украинской культуры в мире. Литературный процесс второй половины XIX века формировался под влиянием творчества целой плеяды талантливых писателей — Ивана Нечуй-Левицкого, Марко Вовчок, Панаса Мирного, Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Ольги Кобылянской, Бориса Гринченко и др. Для литературы того времени характерны разнообразие художественных направлений и индивидуальных стилей писательства, использование различных жанров — от эпических романов и повестей к новеллам, фельетонам, рассказам и т. п. Леся Украинка обогатила украинскую литературу образами мировой литературы и сюжетами из истории, мифологии различных эпох и различных народов мира. Наряду с собственным поэтическим творчеством Леся Украинка занималась переводами. Михаил Коцюбинский — автор получившей мировую известность повести «Тени забытых предков», в которой реалистичность в описании крестьянского быта сочетается с поэтическим восприятием жизни. Национальная игра Печки Для игры необходимы маленький резиновый мяч и открытая площадка. В земле на одной линии недалеко друг от друга выкапывают ряд ямок – печек (если грунт мягкий, то ямки можно выдавить каблуком или мячиком). Печки делают неглубокими, чтобы по ним мог прокатиться мячик. Количество печек соответствует количеству игроков. Игроки становятся с двух сторон линии печек, каждый около своей печки. Крайние игроки становятся лицом друг к другу, они и начинают игру.
Крайний игрок прокатывает мячик по печкам. Если мячик не останется ни в одной из ямок, то второй крайний игрок катит его назад. Когда же мяч застрянет в чьей-либо печке, все участники игры стремительно разбегаются в разные стороны, а тот, в чьей печке оказался мяч, кидает его в одного из участников игры, выбитый ловит мяч и в свою очередь бьет им другого игрока. При этом бросать следует с того места, где мяч настиг играющего. Так продолжается до тех пор, пока кто-либо не промахнется. Тогда все возвращаются к своим печкам. Тот, кто промахнулся, меняется печками с одним из крайних игроков и начинает игру с начала. За второй промах около печки «мазуна» проводят черту, а за третий промах делают гнездо и сажают палочку–квочку. За каждый дальнейший промах около печки втыкают палчку–цьплёнка. Когда у кого-либо наберется пять цыплят, их прячут, а хозяин квочки должен их найти и раздать остальным игрокам, т. е. догнать и дотронуться палочкой. Все остальные игроки убегают от квочки. Игра начинается сначала. Правила игры. Количество игроков — от пяти до семи. У каждого своя печка, около которой отмечаются промахи. Салить мячом надо с места и только в ноги. В конце игры хозяин квочки салит до тех пор, пока у него не останется ни одной палочки.
Выдающиеся люди
Княгиня Ольга (ок. 920-969) Политик, глава Древнерусского государства. После смерти мужа, князя Игоря, Ольга стала первой женщиной, правившей Древнерусским государством.
Ярослав Владимирович (Мудрый) (ок. 978–1054) Политик, глава Древнерусского государства. Мудрым князь прослыл в народе благодаря тому, что вознес на мировой уровень культуру и образование. При нем возникли школы живописи, каменного строительства и летописания, открывались учебные заведения. При Софийском соборе в Киеве была собрана обширная библиотека. Богдан Хмельницкий (1595-1657) Политик, гетман Богдан Хмельницкий возглавил первое успешное казацкое восстание, целью которого была независимость украинских земель. Он — первый гетман украинского государства, отделившегося от Речи Посполитой. Николай Гоголь (1809-1852) Писатель Николай Гоголь обозначил главные темы русскоязычной литературы на два столетия вперед — взяточничество во власти, скудоумие чиновников, провинциальную ограниченность общества. Уроженец Сорочинцев на Полтавщине, Гоголь ввел в мировую культуру украинский романтический фольклор, прежде всего демонологию, издав сборник новелл Вечера на хуторе близ Диканьки.
Тарас Шевченко (1814-1861) Поэт, прозаик, художник Имя Тараса Шевченко стало для многих поколений украинцев символом свободы, его философия — национальной идеей, а произведения — обязательной частью гуманитарного образования. По значимости для соотечественников его поэтический сборник Кобзарь литературоведы приравнивают к Евангелию.
Михаил Драгоманов (1841-1895) Историк, фольклорист, общественный деятель Михаил Драгоманов — первый украинский ученый, заявивший мировому сообществу о притеснениях украинского языка и культуры в Российской империи. Этому был посвящен его доклад на Парижском литературном конгрессе 1878 года. Двумя годами ранее император Александр ІІ подписал так называемый Эмский указ, согласно которому запрещалось ввозить в Российскую империю и издавать книги на украинском языке, ставить украинские театральные представления, печатать ноты с украинскими текстами и преподавать на украинском.
Михаил Грушевский (1866-1934) Историк, политический деятель Михаил Грушевский знаменит как создатель первого фундаментального исследования по отечественной истории — История Украины-Руси. Этот труд занял у Грушевского три десятилетия, причем на эти годы пришлось и время создания Украинской Независимой Республики, когда ученый был главой первого национального парламента — Центральной Рады.
Краснояружский район и Украина Культуры русского и украинского народов тесно переплелись. Многовековое движение переселенцев из Украины в Россию отразилось на этнокультурных традициях краснояружцев. В 1765 г. территория современного Краснояружского района входила в Краснопольскую округу Слободско-Украинской губернии. В 1797 г. Красная Яруга относилась к Миропольскому уезду Курской губернии. В 1702-1707 гг. краснояружскими землями владел сумской полковник А.Г. Кондратьев (в то время зародилось у нас казачество), а в 19 веке помещик-сахарозаводчик И.Г. Харитоненко, уроженец с. Нижняя Сыроватка Сумского уезда Украины. Научный сотрудник С.А. Сикоренко
Поделиться ссылкой
|
© 2022, МУК «Краснояружский краеведческий музей» Краснояружский район. п. Красная Яруга |
Разработка сайта |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.