Директор
Трифонова
Евгения Вячеславовна |
Наш адрес Краснояружский район. п. Красная Яруга ул. Театральная д.1 |
Разделы сайта
|
Виртуальный экскурс "Святочные традиции родного края"
08 Января 2021, 09:21
Виртуальный исторический экскурс «Святочные традиции родного края». Дорогие друзья! Предлагаем вам познакомиться со святочными традициями Белгородчины. Некоторые из них живы и по сей день. Что выбрать во время Святок – духовную жизнь в служении Богу или гадания и ритуалы – пусть каждый решит сам. Святки - это время от Рождества Христова до Крещения. Заканчивались они Крещенским сочельником (18 января), водосвятием, святочными гаданиями. На Белгородчине зимние Святки – один из наиболее любимых почитаемых праздников. Считалось, коли дни на зимние святки весёлые и счастливые, то и год будет таким. К ним тщательно готовились: хозяйки убирали в избах, к Рождеству готовили особую снедь: кутью (кашу), рыбу, заливное, студень, свиную домашнюю колбасу, окорок, блины, взвар (компот из сухофруктов), «печево» («бабышки», «куличики» - маленькие булочки), медовые пряники, печенье в форме фигурок домашних животных, мясные пироги, караваи. В Рождественский сочельник не ели до первой звезды, затем приступали к обрядовой пище – кутье. Но перед этим в нашей области было принято «гукать Мороза». Когда семья собиралась за праздничным столом, хозяин или его старший сын, широко распахнув дверь, возглашал: «Мороз, Мороз, ходи до нас вечерять, да только не морозь ягнят, телят и маленьких ребят!» Впрочем, первая ложка кутьи в Белгородско-Курском регионе тоже доставалась Морозу со словами: ««Мороз, Мороз, ходи к нам в хату кутью кушать, да только посевы наши не морозь». Одной из добрых рождественских традиций на Белгородчине было славление Христа. Так называлось хождение парней по домам со звездой и пение духовных стихов. В канун Рождества, вечером, парни делали свою «звезду» из 3-4 поперек сложенных лучинок, палок, бумаги. Украшали фольгой и бумажными цветами. В центре крепили свечу, затем звезду прикрепляли на длинную палку и торжественной процессией обходили дворы. Не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома и неуважением традиций. В качестве платы за славление хозяева подавали в основном «печево» (изделия теста) и деньги. Затем дети и подростки, чуть позже взрослая молодежь, совершали обряд «колядования». Само название «Коляда» относится к древнеславянскому обозначению солнца, а колядовать — значит петь величальные песни-здравицы хозяевам дома. В каждом регионе области эти поздравительные песни называются по-разному: колядки, овсени, виноградья. В песнях-колядках рассказывается о приходе Коляды или Овсеня, существ, похожих на человека. Даже о христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Колядой, проходят «три братца»: Рождество, Васильев день, Крещенье. Коляда и Овсень должны были принести крестьянам обильный урожай и благополучие. Колядовавшие хорошо знали, что пожелать в каждом доме: ... Ой, коляда, мы тебе подарим, Несмотря на то, что хозяева всегда гостеприимно встречали колядовщиков, на Белгородчине бытует традиция просить разрешения «Коляду кликать». Колядовщики перевоплощались в «наседок», «квох» по окончании песни: Коляда, коляда. Мы корову за рога. Изображали наседок: «Квох, квох, дай пирожок - сала кусок. Чтоб квочечки садились да цыплятки выводились!» Или: «Квох, сяду на порог. Квох, квох, дайте пирог. Хоть рубль, хоть пятак, не уйдём отсюда так!». Видимо, это «перевоплощение» в курицу-наседку связано с древними магическими заклинаниями, так как содержит образы - символы плодородия. Широко бытуют в крае «припевные» колядки, исполняемые под окнами домов парней и девушек: Коляда, коляда, Необычны колядки-«виноградья» с припевными словами «виноградье красно-зелёное», олицетворяющие жизненное довольство и изобилие. Радушные хозяева угощали колядовщиков «чем бог послал» (салом, домашней колбасой, пирогами, блинами, варениками), за что те благодарственно говорили: Спасибо Вам, хозяева, Приход колядующих в дом был добрым знаком для его хозяев, ибо в содержании всех песен-колядок претворены картины богатого урожая и обильного приплода скота: А дай, Бог, тому, кто в этом дому,
Вечером селяне от мала до велика шли в «карагод». По утверждению старожилов белгородских сел, он собирал порядка 200-300 человек. «Играли» плясовые карагодные, под «пищики» и дудки «скакали» в «кружку». Работать на Святки не полагалось, можно было беду накликать на семью. А потому селяне веселились: «кулачки» один на один, или улица на улицу устраивали. Повсеместно в святочные вечера молодежь организовывала игрища, сопровождаемые ряженьем, пением шуточных и игровых песен, театрализованным разыгрыванием под песню комедийных сценок «Коза». Катание на скорость на санках и «крыгах», сделанных из обледенелой груды соломы или навоза составляло основу забав детей и подростков. Жгли костры и, бегая от одного к другому, напевали: Гори, гори жарко, Традиционными среди них были и игры «Калюка», в «Четки», в «Пана», в «Деда Мороза». К примеру: из числа играющих выбирался Мороз. Вокруг него на мётлах «ездили» остальные играющие со словами: Деда, деда,
Затем надо было подойти к Деду Морозу и откусить кусочек хлеба от краюшки, которую он держал подвешенной на веревочке. Причём сделать это нужно было как можно быстрее. В противном случае Дед Мороз успевал мазнуть неудачника «сапухой» (сажей) по лицу. Особо примечали, если в Рождество день теплый — к большому хлебу, небо в звездах — к урожаю на гречиху, глубокие снега — на хорошие посевы. А чтоб в хозяйстве был добрый урожай, каждому надлежало надеть в этот день новую рубаху. Ель и сосна — издревле непременный атрибут Рождества. Их устанавливали в домах, украшали бумажными игрушками, фигурным печеньем. Нередко вместо хвойных деревьев селяне делали «ёлку» из ветки любого фруктового дерева. Кульминация Святок на Белгородчине – «Щедрый вечер», «Богатый вечер» (13 января), Васильев день – канун старого Нового года. В этот вечер обходили дворы с пением щедровок. Например: Щедровочка щедровала, Голосили обычно празднично разодетые девушки, а юноши рядились в лохмотья, вывернутые наизнанку полушубки и тулупы, лица размалёвывали сажей. С особым размахом разворачивались в этот вечер уличные гулянья, игрища, забавы. Обряд посевания. Утром 14 января еще затемно дворы обходят ребята - «посевальщики». Вбегая в хату, разбрасывают зерно по всем углам, напевая:Дева Мария по полю ходила, Мужчины также обходили дома, имитируя сев зерна, приговаривая: Сею, вею, посеваю, Разбросанное по избе зерно хозяйки сметали и скармливали домашним животным и птицам. Поминовение усопших. Жжение во дворах костров «пурин» связано с представлениями о возрождении солнца, началом нового солнечного года, а также с поминовением умерших. Тепло огня должно было согреть родителей «на том свете, в их царстве небесном». Гадания. Отношение Церкви к гаданию однозначно отрицательное. Однако на Святки наиболее пригодными для гадания считались Рождественский вечер (с 6 на 7 января), Щедрый вечер (с 13 на 14 января) и Крещенский (с 18 на 19 января). Гадать начинали за час до полуночи и несколько часов после неё. В святочных гаданиях две главные темы: тема земли и урожая и тема личной жизни, брака, судьбы. По лаю собак определяли сторону, куда замуж идти. Подслушанное под церковными дверями в полночь духовное песнопение предвещало смерть, свадебные напевы – скорое замужество. Услышанный под окнами избы разговор хозяев предполагал определенный смысл. Скажет хозяйка кому-либо из домочадцев: «Иди!» – добрый знак для девушки. Слово «сиди» означает, что в этом году девушку не засватают. По поверьям, именно в рождественские вечера девушки могут заглянуть в будущее, предугадать судьбу. Для гадания использовались предметы домашнего обихода и сельскохозяйственный инвентарь. Так, зерно, колос, хлеб истолковывался как символ, означающий плодородие и урожай. Такие гадания совершал глава семьи. Наиболее распространенным гаданием повсеместно в крае считается метание лаптя, башмака, валенка через ворота. Упадет «обувка носком на улицу — добрый знак: замуж выйдешь, на собственный двор укажет — сидеть в девках еще год. Бросали через ворота и кушак, свернутый в клубок; его развернутому концу определяли, в какую сторону и как далеко замужество предстоит. Также падали спиной на сугроб и смотрели, какой след остался: ровный или «постеганный» — такая и жизнь будет. Под окна ходили — «стукали», спрашивая мужское имя. Названное — означало имя суженого. Часто с такой просьбой обращались к первому встречному. Перед сном из лучинок или поленьев дров делали под кроватью «колодец», загадывая, чтобы суженый-ряженый пришел коня напоить. Зеркало под подушку клали, чтобы жениха в нём во сне увидеть, в блюдо с водой — прутья из веника, а под подушку — пояс. Ложась спать, девушка загадывала: «Суженый мой, ряженый, приди коня напоить и меня молодую опоясать». На полном ведре воды замыкали замок, а ключ прятали под подушку. Кто придёт за ним (во сне), тот и мужем станет. Вышитое собственноручно полотенце («утиральник») девушка укладывала под подушку со словами: «Кого я задумала, приди ко мне, утрись моим утиральником».«Кочету» (петуху) «предлагали» зерно, воду и ставили перед ним зеркало. Станет петух вначале зерно клевать — быть девушке в замужестве за работящим хозяином, подойдёт к зеркалу — неверный муж будет, станет «кочет» воду пить — пьющим муж окажется. Аналогичным образом гадали и на курице. Если птица начинала клевать зерно — «сытная» жизнь ждёт девушку в замужестве. Воду начинала пить — плакать замужем. Коль курица к зеркалу подошла — богато оденет муж избранницу. По колышкам, выдернутым из плетня в темноте, угадывали, какой муж будет. Если колышек гладкий попался, то будущий муж спокойный да покладистый, много сучьев - сварливый. Аналогичным образом гадали и на поленьях дров. Ровно в полночь «вязали» в хлеву овцам ленты на шее, а утром смотрели, кого «повязали». Если ярочку — сидеть девушке в девках еще год. «Повязанный» баран — добрый для замужества знак. По цвету и качеству шерсти овец судили о характере будущего мужа. По виду соломинки, вынутой ртом из стога, определяли достаток девушки в замужестве. Соломинка с колосом - богатство, без колоска — бедную жизнь. У порога дома «сеяли» просо со словами: «Кто придёт косить, тот жених мой будет» — ложились спать. Кто приснится, тот суженый и будет. Гадания с подблюдными песнями. В Корочанском районе воду для гадания девки брали из трех колодцев в полночь и наливали в ступку, куда складывали кольца или серьги, которые вынимались под разные песни. От того, под какие слова вынули украшение девушки, определялось толкование предречения для каждой. Иисус Христос (К богатому замужеству) У стенки сучок, Ой, мышь пищит, Катилось зерно Гадания на сон грядущий. Множество гаданий было связано со сном. Например, девушки надевали на ночь чулок, приговаривая: «Суженый, приходи во сне чулок снимать!» Кто во сне выполнит поручение – тот и жених. Перед сном девушка клала под подушку расческу со словами: «Суженый, ряженый, приди и расчеши мне волосы». Если во сне видит, как мужчина расчесывает ей волосы, то быть ей в этом году замужем за тем человеком. Суть таких гаданий: женихом считался тот, кто приснится девушке. В Краснояружском районе бытовало гадание, которое надо было выполнить в полночь в темной горнице на зеркале при свечах. Однако к такому способу гадания девушки прибегали редко, ввиду боязни получить пощёчину – метку на долгое время от «образа», увиденного в зеркале. В боковые зеркала должно быть видно отражение из третьего зеркала, откуда и должен появиться позади гадающей суженый из зазеркалья. Ни в коем случае нельзя оборачиваться, а также долго рассматривать фигуру в зеркале. Гадание на будущее с чашками. Предсказания следующие: с закрытыми глазами выбрал кольцо – к свадьбе; монету – к богатству; хлеб – к достатку; сахар – к веселью; лук – к слезам; соль – к несчастью, а чашку с водой – к жизни без изменений. Таков экскурс в историю святочных традиций на Белгородчине. Научный сотрудник С.А. Сикоренко
Поделиться ссылкой
|
© 2022, МУК «Краснояружский краеведческий музей» Краснояружский район. п. Красная Яруга |
Разработка сайта |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.