Открытки, 1950-1960-е гг.
1970-е гг.
1980-е гг.
1990-е гг.
Название «открытка» сокращенное от словосочетания открытое письмо. Определение «филокартии» данное в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде.
Первой печатной рождественской открыткой считается поздравительная карточка 1840 года. По просьбе английского чиновника Генри Коула художник Джон Коллкотт Хорсли изготовил 40 одинаковых литографий, на которых была изображена семья сэра Генри, сидящая за рождественским столом, а снизу шла надпись «Веселого Рождества и счастья в Новом году!». Открытки Генри Коул разослал семье, друзьям и знакомым. Родственники Коулов с гордостью демонстрировали их окружающим. Спустя три года после появления их по-прежнему выставляли на всеобщее обозрение. Это натолкнуло Коула на мысль, что подобные открытки, если продавать их всем желающим, могут принести неплохой доход. В 1843 г. с оригинала было отпечатано около тысячи экземпляров.
В Россию первые рождественские открытки пришли из Англии в 1890-х гг. Причем предприимчивые купцы покупали только такие, на которых рисунок не сопровождался надписью на иноземном языке; ее потом наносили на русском. Дело было хлопотное, а потому продавали открытки по рублю, а то и дороже.
Первая отечественная открытка была выпущена в 1898 г. религиозной общиной Святой Евгении. Стремясь к увеличению средств на содержание Общины и находящихся при ней больницы, амбулатории и двухлетних курсов сестер милосердия, попечительский совет организовал издательский отдел по выпуску художественных изданий. В 1897 г. Община обратилась к известным русским художникам с просьбой содействовать изданию открыток. Над созданием почтовых открыток трудились такие великие русские художники, как Илья Ефимович Репин, Иван Яковлевич Билибин, Александр Николаевич Бенуа, Лев Самуилович Бакст, Борис Михайлович Кустодиев, Виктор Михайлович и Аполлинарий Михайлович Васнецовы. Открытки, изданные Общиной, нередко выглядели настоящим шедевром по сравнению с привозимыми из-за границы. О русских открытках говорили: «Их было жаль посылать в почту». Вслед за Общиной Святой Евгении открытки стали выпускать издательства в Киеве, Риге, Петербурге, Москве.