Директор
Трифонова
Евгения Вячеславовна |
Наш адрес Краснояружский район. п. Красная Яруга ул. Театральная д.1 |
Разделы сайта
|
Виртуальное путешествие "Маленькое дело лучше большого безделья"
03 Июля 2020, 10:36
Виртуальное путешествие
«Маленькое дело лучше большого безделья» (о трудовых обязанностях детей в ХIХ в.) Уважаемые гости сайта! Предлагаем вам совершить путешествие в прошлое и познакомиться с трудовыми обязанностями детей-подростков конца 19 – начала 20 вв. Дети в те времена до 7-8 лет не имели никаких домашних и хозяйственных обязанностей. Тогда поощрялась любая игра «в труд» взрослых с детьми. Крестьяне ненавязчиво приучали ребёнка к мысли, что труд может быть не только необходимостью, но и радостью. Например, если 5-летний ребёнок срывал пучок травы, высушивал, показывал матери, то мать советовала отдать сено овечке или телёнку, затем рассказывала всем, что их сыночек накормил овцу скошенным им самим сеном.
Считалось необходимым давать малышу какую-нибудь лёгкую работу в хлеве, на пастбище, в огороде или поле. Маленькое дело лучше большого безделья. Девочка могла выбросить подальше сорняк, мальчик подать отцу гвоздь. За оказанную помощь родители называли дочку «хозяюшкой», сынка – «промышленником». Малыши с 2-3-летнего возраста играли со сверстниками и детьми постарше на деревенской улице под надзором старших девочек, которых называли «няньками», «пестуньями».
С 7 лет до 15 лет начинался период детства, который называли отрочеством. Детям передавали все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения. Мальчиков 7-12 лет называли «недорослями», «мальцами», девочек – «ярицами» (расцветающими). Крестьяне понимали, что ребёнок должен работать в меру своих сил, с учётом прожитых лет: «Бери ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе». Семилетняя девочка-«нянюшка» нянчила малыша дома в люльке, напевая колыбельные песни, таскала за собой, везла в тележке по лесной дороге к матери, с утра жавшей в поле, чтобы она его покормила. В этом же возрасте девочка выполняла мелкую работу по дому: подметала пол, носила к печке дрова, присматривала за курами и гусями, приглядывала за пасущимися неподалёку от дома овцами и телятами. Вечером девочка загоняла в хлев и во двор корову. Матери приучали 8-летних дочек шить и прясть. Девочка 10-11 лет начинала участвовать в полевых работах: вязала снопы за матерью-жницей, собирала оставшиеся на поле колоски. В этом возрасте хорошо умела прясть, шить и приучалась ткать (неумелых называли «непряхами», «неткахами»), ухаживать за коровой, помогать матери в приготовлении еды для всей семьи. С 12-13 лет умела жать, шевелить сено на сенокосе, собирать мякину при молотьбе, полоть грядки, доить корову, стряпать, стирать на речке, вышивать. К 15 годам девушка приобретала знания, необходимые будущей хозяйке дома.
Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была более длительной, чем девочек. Мужская работа была сложнее женской, требовала большего физического напряжения. Недорослей знакомили с лошадью. Мальчик приучался ездить верхом, управлять лошадью, гонять её на водопой. Летом отвозили еду родителям на поле, управляя лошадью, запряжённой в телегу. 7-летние мальчики приучались к ремеслу. С 10 лет пасли лошадей, помогали отцу в полевых работах. Знакомились с лесными, охотничьими, рыболовными промыслами, кололи, пилили дрова, ездили за ними в лес, складывали в поленицы, плели лапти. В 13 лет приучались к пахоте на небольшом участке на задворках, косили для скота. 16-17-летний подросток во всех мужских крестьянских работах, кроме сева. С 18 лет усваивали сев, самую трудную и ответственную работу. Юноши обучались ремеслу у мастера по 2-3 года. Дети не по возрасту были серьёзными и деловитыми. Мальчик со знанием дела мог вести разговор о хозяйстве, видах на урожай и приплод скота, об аренде земли. Наши предки считали: «Умей детей родить, умей и научить», «уча – учи поступками, а не словами». Воспитание подростка в русской деревне заключалось не только в передаче ему трудовых знаний и навыков, но и в приобщении его к духовному миру христианина. С детства прививали любовь к родине, отечеству – «святорусской земле», «мати Россее», а также русским традициям и обычаям. Детям внушали, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, уважать стариков, сострадать людям, «беречь честь смолоду». Так народ сложил пословицы о трудолюбии: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Кто бежит, тот и догоняет. Не то забота, что много работы, а то забота, коли нет работы. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Работай до поту, так поешь в охоту. Рядись – не сдыдись, а работай – не ленись. Работа да руки – надёжные в людях поруки. Девушка гуляй, да своего дела не забывай. Бог труды любит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Появились также загадки об урожае и орудиях труда: Матушкой весной – в платьице цветном, матушкой зимой – в саване одном. Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я всё терплю и всем добром плачу. Временем рассеваю, временем собираю, сам сыт бываю и других кормлю. Чёрная корова всё поле переполола. Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. Сито свито о четыре угла, о ста ногах, о семи хребтах. Зарыли Данилку в сырую могилку, а он полежал, полежал да на волю побежал, стоит, красуется, на него люди любуются Маленький, горбатенький, всё поле обрыщет, домой прибежит, целый год пролежит. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, подпоясан, а не поясом.
Поделиться ссылкой
|
© 2022, МУК «Краснояружский краеведческий музей» Краснояружский район. п. Красная Яруга |
Разработка сайта |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.