Директор
Трифонова
Евгения Вячеславовна |
Наш адрес Краснояружский район. п. Красная Яруга ул. Театральная д.1 |
Разделы сайта
|
Выставка кружевных изделий "Рождение красоты"
02 Июля 2020, 09:45
Выставка кружевных изделий «Рождение красоты» Вот так дивные узоры! Полотенца и подзоры - Все в букетах белых роз! Может, вывел их мороз? Что за скатерть получилась! Может, это нам приснилось?
Уважаемые гости сайта Краснояружского краеведческого музея! Приглашаем вас в сказку. В сказку необычную, созданную не с помощью слов, она соткана маленьким крючком, белоснежными и цветными нитями. Мы предлагаем вам познакомиться с историей кружевоплетения, работами умелых землячек-вышивальщиц. Представьте, что мы путешествуем по Древней Греции с выставкой кружев наших землячек. Греческие женщины с гордостью поведали бы нам миф об Арахне – искусной рукодельнице, вышивальщице и ткачихе. Эта простая девушка осмелилась поспорить с богиней Афиной. Арахна изобразила развлечения богов Олимпа. Афина пришла в ярость, превратила девушку в паука, а чудесную ткань порвала. Когда же люди научились творить кружевную сказку? Первые кружева появились в 15 веке в Венеции и быстро завоевали всю Европу. Сначала их не вязали, а шили иглой. Узор накладывали на прореженную ткань в виде сетки. Лучшие художники создавали узоры для кружев. Это были лучи, зигзаги, точки, мифологические персонажи, растительные орнаменты (узоры). Геометрические узоры являлись символами (круг – солнце, жизнь, здоровье; крест охранял от зла, ромб и квадрат – надел земли). Чтобы придать кружеву рельеф, узоры незаметно прокладывали конским волосом. Такие рельефные кружева назывались гипюром. На создание этой красоты уходили месяцы и годы кропотливого труда. Из-за этого кружева стоили баснословно дорого. Кружевная эпидемия началась и в нищей Фландрии (территория современной Бельгии). Женские платья, накидки, воротники, перчатки, шляпы и мужские камзолы, шляпы, ботфорты, белье мгновенно украсились кружевами. Достаточно вспомнить наряды мушкетеров. Ажурные перевязи надевались поверх стальных лат. Кареты, мебель и интерьеры домов и дворцов утопали в кружевной пене. Во Фландрии выращивали лучший в Европе лён, который обрабатывали крестьяне. Прядильнями были сырые подвалы. В сырости льняная кудель пропитывалась влагой, волокна становились эластичными. Работали там молодые девушки и девочки от 8 до 14 лет. Тонкими пальчиками они сучили нити. Это был тяжелый физический труд, потому что в подвалах было трудно дышать. Льняные нити шли в мастерские. Там при помощи (деревянных палочек, прототипов крючков) создавались фламандские кружева. Как же назывались эти палочки? Первое слово – повар во флоте, Знает толк в борщах и компоте. Слово второе найдёте в хоккее, Шайбу забить без него не сумеете. Эти 2 слова составьте воедино, Буковку выбросьте из середины. Кружевницы плетут свою сказку коклюшками. Они имеют специальные углубления на концах, на которые намотаны нитки. Роскошные старинные кружева требовали кропотливой работы. В них вплетали золотые и серебряные металлические нити, блёстки, жемчуг, перья, пух, мех горностая. Стоили они очень дорого, не меньше, чем драгоценности. В России кружевоплетение распространилось в 17 веке, именно в это время основан наш п. Красная Яруга (1681 год). В Краснояружском краеведческом музее хранятся старинные рушники, скатерти и другие изделия, украшенные кружевами ручной работы. В России кружевной промысел процветал при барских усадьбах. Крепостная кружевница сидела перед подушкой-валиком, на валике – сколок – лист бумаги с рисунком. Коклюшек требовалось от пары до сотен пар. В России существовало 4 крупных центра кружевного промысла: в Вологде, Вятке, Ельце и Михайлове.
Уникальным называют цветное михайловское кружево. Оно из ниток с крученой шерстью. Цвета праздничные: красный с белым, синий, жёлтый, зелёный. Многим плетёным элементам присущи народные названия: «городки», «бубенцы», «мысы». Михайловское кружево используется для украшения изделий из плотной ткани – скатертей, салфеток, полотенец. Узоры поэтично назывались: «протекай речка», «дубовый лист», «лапти», «бараньи рожки» .
С 17 века из шерсти коз плели пуховые ажурные оренбургские платки. Настоящая оренбургская «паутинка» имеет размер 2 на 2 метра и весит 70 граммов, легко проходя сквозь обручальное кольцо. Длинный волокнистый пух промывают, красят и опять сушат. Прядут вручную. Соединяют пуховую пряжу с шелковой или хлопчатобумажной нитью, скручивают её на веретене. Орнаменты могут быть разные: соты, кошачьи лапки, лучики, крупная малинка, снежинки, сосенки, самоварчики. Долго вязался платок, но с удовольствием носился. В старину девушки готовили себе приданое: вязали кружева для полотенец, наволочек, скатертей. Плести кружева умели в каждой русской деревне. Рукоделие чередовали с песнями и плясками в зимние вечера. Русскую горницу украшали кружевами, прикрепляли подзор к кровати. В старину девушки обвязывали красивый платок кружевом, дарили женихам в знак любви, стыдясь сказать об этом словами. Был на Руси и вид рукоделия «ришелье» (в честь кардинала А. Ришелье). Кружевница превращала ткань в сетку, вышивала на сетке белые узоры.
В Краснояружском районе есть свои мастерицы. Назовём имена тех рукодельниц, которые плетут кружева с детства: Ковалева Антонина Ивановна, Елагина Лина Владимировна, Даниленко Алла Арсеньевна, Ищенко Екатерина Антоновна. Для других кружевоплетение стало увлечением, любимым занятием во взрослой жизни. Многие рукодельницы говорят: «Я вяжу, почти не глядя». Это доказательство истинного мастерства. На фото работы наших мастериц.
Сказка о кружеве – это рождение красоты, сказка без конца, потому что интерес к рукоделию-кружевоплетению сохраняется, кружевницы не перевелись в наших краях.
Поделиться ссылкой
|
© 2022, МУК «Краснояружский краеведческий музей» Краснояружский район. п. Красная Яруга |
Разработка сайта |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.